Форма входа

Категории раздела

Статьи учителей [4]
Статьи о проектно - исследовательской деятельности.

Поиск

Время

Облако тегов

Полезные ссылки

Белый каталог сайтов

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

...

Проверка слова на грамотность
Введите слово и нажмите Enter

Сегодня посетили

Кто нас сегодня посетил
Вверх



Среда, 27.09.2017, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Проектно - исследовательская деятельность МОУ СОШ №4
Главная | Регистрация | Вход
Сайт "Проектно - исследовательской деятельности на основе ИКТ как средство формирования ключевых компетентностей учащихся". г.Ртищево, Саратовской обл.
Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи учителей

Применение проектно - исследовательской деятельности на уроке музыки.

Применение проектно – исследовательской деятельности на уроке музыки.

Введение

Новая программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает   тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно -  исследовательскую  деятельность. Работая учителем музыки второй год,  приходилось  думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством.  Нужно отходить от старой методики  Д.Б. Кабалевского,  уроки музыки нужно выводить на новый уровень.  Проведя несколько уроков  по данному направлению, я  поняла: это то, что я искала.   

Проектная  деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников.  И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. 

 

 

 

Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.

Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе.

Но, конечно, это и практика произвольности поведения: выполняя проект, приходится самому себя организовать, а потому и учиться управлять собственным поведением.

В старшей школе происходит обратное  -  проектная деятельность становится  средством управления своим поведением в учебной работе. 

При организации проектной деятельности школьников педагог работает проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит, именно он предлагает способы работы. Именно он организует внешнюю ситуацию презентации итогового продукта. Таким образом, деятельность педагога является проектной.  Можно разделить деятельность педагога на собственно проектную и деятельность управления. Педагог:  проектирует образовательные результаты и управляет проектной деятельностью школьников.

Проект имеет следующие черты:

- идея, замысел;

 - способ реализации;

- результат.

Школьный проект имеет следующую структуру:

Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

 - распределение заданий в микрогруппах,

 - практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- документирование проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

4. Этап практического использования результатов проекта.

Проекты, используемые как средство образования, могут быть типологизированы. Причем оснований для типологии проектов может быть, наверное, бесконечно много. Проекты могут быть монопредметными или полипредметными, надпредметными, внепредметными, внепредметными. Важным признаком проекта является его продолжительность. Проекты могут быть краткосрочными (до одной недели), среднесрочными ( до одного месяца), долгосрочными (до одной четверти, до полугодия) Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные. По типу руководства проект может быть осуществлен под непосредственным руководством педагога или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом.

Наиболее часто в связи с проектированием в образовательном процессе говорят о развитии коммуникации – об умении работать в группе, организовывать межличностное общение и т.д. Необходимо разделить два аспекта коммуникации: построение высказывания в устной или письменной  форме; участие в групповой работе. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность способности такой работы с готовым или продуцируемым текстом, при которой школьник: вычленяет содержание сообщения; может переформулировать содержание сообщения.  

В формировании коммуникативной компетентности существует преемственность: сформированные в начальной школе компоненты поддерживаются в основной, на их основе формируется более сложные формы, этот процесс продолжается в основной и старшей школе.  В школе вводятся  новые стандарты обучения и преимущество приходиться отдавать даже не проектам, а некоторым заданиям со свободным пространством для действия. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом, но он никак не может превращаться в упражнение. Вот здесь и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эту способность  мы полагаем основной компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые в старшей школе на следующих ступенях образования конкретизируются и оформляются. Такую способность мы условно называем учебно-практической самостоятельностью. В отличие от традиционных образовательных результатов учебно-практическая самостоятельность – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта -  пусть короткого, локального, узкопредметного.

Применение проектно- исследовательской деятельности на уроке

( из опыта работы)

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа.

Пример: 1 класс – на этапе разучивания «Пряничной песенки» к содержанию песенки  дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы  рисунки не повторялись. (На диске презентация «Пряничная песенка»). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.

4 класс – тема: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».  Проект « Экскурсия  - путешествие в оркестр русских народных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на простейших инструментах (баян, ложки, рубель, бубен, свистульки).  В результате  дети знакомятся с русскими народными инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а так же играют на инструментах, которые приносят из дома.

В начале обучения в основной школе эта способность продолжает формироваться через умение ребенка выбрать тему предметного творческого задания и выполнить это задание.

Пример: 5 класс – тема «Музыка в театре, в кино,  на  телевидении»

 (на диске разработка и презентация к уроку, работа учащихся)

 Готовясь к проектному уроку, дети  готовят ответы на учебные вопросы  по группам:

Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?

На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации.

На уроке используя полученные знания, дети, находят ответы на проблемные вопросы: Что стало бы с литературой, если б не было музыки?

Соперники или друзья музыка и литература?

Ответы на учебные и проблемные вопросы помогают ребятам ответить на главный основополагающий вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?

К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект: Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь  общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т. д. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают  самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловая последовательность куплетов  и эмоциональное  исполнение.

По окончании основной школы сформированная учебно-практическая самостоятельность проявляет себя в осознанном  обоснованном собственными возможностями и интересами в выборе профиля  обучения в старшей школе.

Пример:   7 класс – А.П. Бородин опера «Князь Игорь» - выполняется информационный проект на тему «Князь Игорь: мифический образ или реальный герой» ( на диске работа учащихся), который дети могут представить не только для учеников данного класса, но и для  широкой аудитории

Цель проекта: побудить у обучающихся интерес к личности князя Игоря и    автору оперы Александру Порфирьевичу Бородину.

Задачи проекта:

развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся;

обучать новым знаниям, умениям, навыкам организации проектной деятельности;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство;

расширить общий кругозор школьников;

создать условия для самоутверждения обучающихся.

 Вопросы проекта:

Князь Игорь: мифический образ  или реальный герой?

Кто из композиторов обращался к теме защитников Отечества?

Какие жанры использовали композиторы для сочинения своих произведений, посвященных защитникам Отечества?

 Предполагаемый продукт проекта – беседа, сопровождающаяся  презентацией, расширяющая общий кругозор обучающихся.

 Ожидаемый результат:

умение работать с информационными источниками;

овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

расширение общего кругозора школьников;

умение работать в команде;

раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

Заключение

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

 

Использованная литература:

1.                Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288  с.

2.                Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

3.  Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по   программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой – Волгоград: Издательство                                 «Учитель»,2010 – 198 с.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с.

Категория: Статьи учителей | Добавил: NikVlad (10.06.2012)
Просмотров: 7768 | Теги: музыка, урок. | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2017